Начинающим гитаристам довольно сложно бывает определить, каким боем нужно играть в той или иной песне. Для того, чтобы быстро справляться с этой проблемой, нужно немного теоретических знаний и, естественно, регулярная практика.
Если говорить упрощенно, то это такая техника игры на гитаре, когда звук извлекается посредством удара правой руки по всем или нескольким (чаще всего, по трем) струнам при зажатых левой рукой аккордах. При этом выдерживается какой-то определенный ритмический рисунок. Эта техника игры наиболее распространена. Последовательность движений правой руки во время исполнения боя при описании музыкальных композиций отображают схемы гитарных боев, в которых обычно используют следующие знаки для обозначения действий музыканта:
V — ударить по струнам в направлении сверху вниз;
^ — ударить по струнам снизу вверх;
⃰ — приглушить струны ребром ладони;
_ — пауза;
Б — играть только на басовой струне.
Гитарных боев придумано огромное количество. Кроме того, их можно придумывать самостоятельно, изобретая новые схемы или преобразовывая уже известные, добавляя приглушки, паузы, меняя ритм и прочее. Поэтому задаваться целью разучить все бои на гитаре нецелесообразно. Для начинающего музыканта достаточно узнать базовые бои, а спустя какое-то время слова «разучить бой» сами по себе утратят смысл, так как вы уже сможете любой из них воспроизводить на слух.
Стоит действительно рассмотреть и выучить следующие основные разновидности гитарных боев:
Простой или «четверка». По своей простоте это самый подходящий гитарный бой для начинающих. Он исполняется по схеме V^V^, если не используется приглушка, и по схеме V^V*^ , если приглушку применять. Чтобы сделать приглушение, нужно сжать кисть в кулак и потом раскрыть ее так, чтобы ударить пальцами по струнам и сразу приложить большой палец поперек струн.
Эстрадный, известный, как «шестерка». Он популярен больше всех боев и им, при необходимости, можно играть львиную долю песен. И хотя он сложнее простого, но придает мелодии динамичность, энергичность. Он исполняется по схеме VV^^V^ при обычной игре и по схеме VV*^^V*^ если приглушать струны.
«Восьмерка». Этот бой на гитаре также достаточно популярен и так часто используется в незатейливых мелодиях популярных песен, что стал известен еще как «армейский» или «дворовой» бой. Играют его по следующей схеме: V_V_^VV^V^. Но это не единственная его версия. В интернете вы найдете массу его вариантов. Отличия между ними заключаются в отсутствии пауз, разделяющих удары, чередованием большого пальца с указательным, использованием приглушки и т. д. но в каждом из вариантов сохраняется неизменным ритмический рисунок, меняется только нюансы звучания. Поэкспериментируйте с ним, играйте сначала разными пальцами, потом делайте удары вниз то указательным, то сразу четырьмя пальцами. Такие эксперименты очень позитивно отражаются на приобретении опыта.
«Блатной» или «шансонный» бой. К этой разновидности относят разные варианты гитарного боя, которые используют при исполнении «блатного» фольклора. Так, например, популярный щипок, исполняющийся по схеме: Б → 3+2+1→ 3+2+1. То есть в нем сначала звучит басовая струна, а потом 3-я, 2-я и 1-я вместе. Хотя он не совсем является боем в строгом смысле этого слова, но в нем три струны щипаются одновременно. А в начале освоения техники его исполнения можно щипки заменить ударами. Другой вид блатного боя исполняют по схеме: Б_v^Б^v^. Его часто применял Владимир Высоцкий. Есть еще огромное количество видов этого гитарного боя.
Испанский - красивый бой на гитаре. Всем любителям музыки известно, какие яркие, красивые и интересные бывают испанские бои. А гитаристы знают, что они еще и выгодно подчеркивают мастерство гитариста. Это действительно так, поэтому и услышать их доводится не так уж часто, так как техника их исполнения совсем не проста. Разновидностей испанских боев изобретено тоже изрядно, поэтому выкладывать их схемы нет смысла, намного целесообразнее познакомиться с ними по видеоурокам, которых в интернете предостаточно. То же касается и других видов боев: многочисленные и доступные видеоуроки дают наглядность и упрощают освоение каждого боя.
Все эти бои, кроме испанского (он слишком сложен для начального уровня), имеет смысл учить с целью максимального развития правой руки и ее автоматизации, чтобы в будущем играть новые бои уже не заучивая. Нарабатывая необходимые навыки и накапливая постепенно опыт, рука гитариста будет уже сама двигаться в ритме исполняемой мелодии. Для ускорения достижения такого уровня игры стоит выбрать какую-либо песню и попытаться подобрать для нее подходящий бой, просто аккомпанируя ей. Постепенно наработка этого навыка принесет положительные результаты. Нужно только помнить простое правило: скорее всего, сразу будет получаться плохо и медленно, но это должно стать стимулом для регулярных тренировок, но никак не для отступления. Если вам совсем уж сложно самим освоить какой-то бой на гитаре, возьмите несколько уроков у профессионала.
Несколько вариантов аккомпанемента (переборов) для шестиструнной гитары.
Пальцы правой руки обозначаются буквами p(большой), i(указательный), m(средний) , a (средний).
Вариант №1 Em (2/4) 1||--------0------||-------0---------|| 2||--------0------||-------0---------|| 3||--------0------||-------0---------|| 4||--------|------||--2----|---------|| 5||---2----|------||--|----|---------|| 6||---|----|------||--|----|---------|| | | | | Вариант №2 Em (6/8) 1||------------0----------||------------0----------|| 2||---------0--|--0-------||---------0--|--0-------|| 3||------0--|--|--|--0----||------0--|--|--|--0----|| 4||------|--|--|--|--|----||---2--|--|--|--|--|----|| 5||---2--|--|--|--|--|----||---|--|--|--|--|--|----|| 6||---|--|--|--|--|--|----||---|--|--|--|--|--|----|| |__|__|__|__|__| |__|__|__|__|__| p i m a m i p i m a m i Вариант №3 Em (2/4) 1||---------0-------||---------0--------|| 2||---------0-------||---------0--------|| 3||------0--|--0----||------0--|--0-----|| 4||------|--|--|----||---2--|--|--|-----|| 5||---2--|--|--|----||---|--|--|--|-----|| 6||---|--|--|--|----||---|--|--|--|-----|| |__|__|__| |__|__|__| p i m/a i Вариант №4 Em (2/4) 1||------------0----||------------0-----|| 2||---------0--|----||---------0--|-----|| 3||------0--|--|----||------0--|--|-----|| 4||------|--|--|----||---2--|--|--|-----|| 5||---2--|--|--|----||---|--|--|--|-----|| 6||---|--|--|--|----||---|--|--|--|-----|| |__|__|__| |__|__|__| p i m a Вариат №5 Em (3/4) 1||--------0----0----||-------0----0-----|| 2||--------0----0----||-------0----0-----|| 3||--------0----0----||-------0----0-----|| 4||--------|----|----||--2----|----|-----|| 5||---2----|----|----||--|----|----|-----|| 6||---|----|----|----||--|----|----|-----|| | | | | | | p i/m/a Вариант №6 Em (4/4) 1||---0----0----0----0----|| 2||---0----0----0----0----|| 3||---0----0----0----0----|| 4||---|----|----|----|----|| 5||---2----2----2----2----|| 6||---|----|----|----|----|| | | | | Вариант №7 Em (4/4) 1||---0/---0/---0/---0/----|| 2||---0|---0|---0|---0|----|| 3||---0|---0|---0|---0|----|| 4||---0|---0|---0|---0|----|| 5||---2|---2|---2|---2|----|| 6||---0|---0|---0|---0|----|| | | | | Вариант №8 Em (6/8) 1||--------0-----------0----|| 2||--------0-----------0----|| 3||--------0-----------0----|| 4||--------|------2----|----|| 5||---2----|------|----|----|| 6||---|----|------|----|----|| |. |_ |. |_